понедельник, 24 сентября 2012 г.

Решающий момент Анри Картье-Брессона


Большой привет моим читателям!

Задумывались ли вы о художественной ценности фотографии? Честно сказать, меня этот вопрос стал занимать всё больше и больше. Конечно здорово, когда получается делать красивые картинки снимки. Но что остается после них? Внутри, в душе у зрителя, в его сознании.
Я думаю, что многие люди, увлекающиеся фотографией рано или поздно задумываются о том чтобы начать снимать что-то художественно ценное. И чтобы постичь тайну сотворения художественной фотографии как нельзя лучше подходят примеры от классиков фотографического искусства.

Henri Cartier-Bresson
Начиная с этой статьи я буду время от времени выкладывать небольшие зарисовки о классиках фотографии. Первым на очереди оказался человек, чье влияние на стрит-фотографию и художественную фотографию трудно недооценить. Сегодня мы поговорим об Анри Картье-Брессоне.

Анри Картье-Брессон родился в Шантелу-ан-Бри, во Франции, 22 августа 1908 года. Он с раннего детства увлекался изобразительным искусством и фотографией, тогда будущий маэстро снимал на Box Brownie. Получив художественное образование, в 1931 году он отправляется в путешествие в Африку, и уже вернувшись оттуда решает полностью посвятить себя фотографии. Примерно в это же время он открывает для себя новинку в фототехнике тех лет - первую модель фотокамеры Leica. Позже Картье-Брессон в своей книге "Решающий момент" писал, что Leica буквально "стала продолжением" его глаза. С этих пор начинается этап его жизни, благодаря которому он оставил отпечаток в истории фотографии и фотожурналистики.

Художественное образование в значительной степени повлияло на видение Картье-Брессона как фоторафа. Его подход к фотографии довольно хорошо узнаваем и, как мне кажется, многие его работы даже можно спутать с живописными полотнами. Только в черно-белом свете, конечно же.

Еще на мой взгляд довольно интересны его снимки, в которых он компонует кадр на основе какого-то геометрического рисунка или паттерна. У Картье-Брессона замечательно удавалось найти этот геометрический сюжет и вписать в него человека в знаменитый "решающий момент" (о нем чуть ниже):
Обратите внимание на сочетание света и тени

Также интересно посмотреть на примеры зональной композиции. Благодаря такому разделению пространства, фотографии наполняются ни с чем не сравнимой глубиной. И кроме того, кажется, как будто ты смотришь не на одну фотографию, а на несколько самостоятельных сюжетов.
И конечно, нельзя не рассказать о знаменитом "решающем моменте" Анри Картье-Брессона. Этот принцип заключается в том, чтобы запечатлевать некий пиковый момент, в который форма и содержание сюжета подчеркивают и дополняют друг друга в наибольшей степени. Принцип "решающего момента" в значительной степени повлиял на фотожурналистику и стрит-фотографию. Можно сказать, что он стал своего рода правилом хорошего тона в этих жанрах.

Анри Картье-Брессон скончался в 3 августа 2004 года в возрасте 95 лет, оставив после себя огромное наследие в фотоискусстве. Также за свою долгую и насыщенную жизнь он написал несколько книг. Среди них мне хотелось бы выделить "Tête à tête" и "Decisive Moment", которые стоит почитать, чтобы проникнуться идеями классика фотографии.

Все фотографии взяты здесь - Henri Cartier-Bresson at MagnumPhotos.com
Также, отрывок из книги "Decisive Moment" можно почитать здесь.

2 комментария:

  1. Интересно, но хотелось бы прочесть более развернутый очерк. Но и так весьма не плохо.
    P.S. новый дизайн блога мне нравится однозначно больше.

    ОтветитьУдалить